Одно из любимых занятий многих людей – совершение покупок. Торговцы различной
отделкой, кажется, просто притягивают в свои магазины толпы покупателей. Они
предлагают сравнительно недорогой аналог средневекового орнамента, оригинал,
которого очень дорог в изготовлении. Эта статья для некоторых дискриминирующих
свою историю покупателей, жителей Западной Европы.
Одна из самых шикарных техник плетения на табличках, металлическая тесьма
(парча), широко использовалась в ранний период для изготовления перевязей, лент
и отделки. Окрашенная в серебряный или золотой цвет металлическая отделка –
лучший современный коммерческий аналог парчового плетения на табличках.
ОСНОВЫ.
Первая сложность в аутентичном использовании орнамента – это выбрать,
орнамент, похожий на образцы раннего периода и идущий вам. Это не так легко, как
кажется. Первое, что вы должны учесть – общая цветовая гамма. Большинство
дошедших до нас образцов сплетенной на табличках парчи не тестировалось на
краситель из-за их фрагментарного состояния. Во многих случаях единственной
сохранившейся частью было металлическое плетение. Редкие протестированные
образцы обычно показывают яркие цвета – красный, синий или пурпурный. Само
металлическое плетение всегда серебряного или золотого цвета. Викинги намного
чаще носили серебро, чем золото. Саксоны и Франки предпочитали золото.
Палитра раннего периода от Константинополя до Ирландии практически одинакова:
пурпурный и фиолетовый – из лишайника и алканы красильной, синий – из вайды,
глубокий красный – из кермеса ( дорогое импортное сырье, используемое только в
текстиле очень высокого класса), Желтый – из ракитника, темно – золотой – из
шафрана. Очень мало свидетельств использования черных красителей и использования
натурально окрашенной шерсти. Коричневый и нейтральный очень редко
использовались в дорогой одежде.
СПЕЦИФИКА.
Юты, проживавшие в Кенте (южная Англия) использовали тесьму с металлическими
элементами, начиная с VI века, возможно, переняв это у Франков. Некоторые
образцы, найденные в и захоронениях мы приводим ниже. Три образца, найденные на
женских поясах, из ранних захоронений в Кенте.
3 мл шириной
5 мл
3 мл
Образец, найденный на женской талии. 5 мл
Все это датируется примерно серединой шестого века.
Другая англо-саксонская могила ( Таплоу Барроу, очень богатый курган,
найденный в Букингемшире, датируемый началом седьмого века) представляет нам еще
один комплекс металлического орнамента, включающий единственный Англо-Саксонский
образец больше 9 мл шириной. Мужчины носили узкие перевязи с золотом и более
широкие пояса с драгоценными пряжками.
Вообще говоря Франкские работы (X-XII в.) намного шире, Англо-Саксонских.
Женские орнаменты или пояса колеблются от 4.5 мл до 2 см, причем орнаменты,
обычно, шире. Мужские образцы значительно шире, чем женские того же периода (1-3
см). Большинство мужских широких экземпляров это перевязи и пояса, узкие –
орнамент на краю одежды или плаща. К несчастью, большинство франкских находок
хранились не так тщательно, как английские, и теперь очень тяжело их изучать.
Тем не менее, известно, что некоторые образцы базировались на углах, ромбах и
ступеньках.
Надежные свидетельства викинговского периода пришли из нескольких раскопок.
Находки в Бирке (Швеция) и Маммене (Дания), относящиеся к IX-X веку наиболее
хорошо описаны.
Этот образец представляет наиболее распространенный мотив металлического
орнамента, найденного в Бирке. Он использовался как мужчинами, так и женщинами в
течение IX-X веков. Ширина колебалась от 8 до 12 мл. Были найдены как серебряные
, так и золотые версии этого орнамента, иногда даже на одном и том же экземпляре
отделки. Это единственный образец из Бирки, в котором использовано золото. В
других использовалось только серебро. Их ширина колеблется от 6.5-17 мл.
.
Этот образец шириной 11мл представляет несколько мотивов, характерных для
Бирки: разорванные гребни, косые кресты, S-видный рисунок. Конкретный пояс, с
которого срисован этот орнамент, посажен на подкладку из шелка и использован на
мужской тунике в Византийском стиле. Остальные распространенные мотивы из Бирки
включают в себя полоски, свастику, углы и вариации на тему Дерева Жизни.
Большинство образцов 1 см шириной, несколько более узких и более широких- 1.7
см.
В Маммене отделку с металлическими элементами нашли в могиле датского мужчины
конца X века . Относительно широкая (1.4 см) она была сделана из золота, а не из
серебра. Этот экземпляр представляет наиболее общий мотив для этих находок.
Некоторые из них использовались для отделки манжет. Смотри ниже.

Поздние Англо-Саксонские золотые отделки представлены реликвиями святого
Катберта, серией вышивок и тесьмы X века. Эти образцы представляющие собой
некоторые мотивы орнамента и особый способ плетения, использовались по краю
церковной одежды. В общем, этот орнамент основан на простой геометрии:
пересечения, диагональные полосы, варианты растительного орнамента, птицы, львы,
маленькие драконы, завитки, виноград в вазах.
Вообще говоря, исключая поздние Англо-Саксонские работы, большинство отделки
раннего периода базировалось на геометрических элементах. Различные законченные
узоры из диагоналей, ромбов и треугольников были наиболее распространены.
Позднее Англо-Саксонское плетение добавило в дизайн растительный орнамент и
животных . Заметно полное отсутствие образцов, базирующихся на пейсли (особая
расцветка ткани), цветах,
(найденных в Византийском искусстве, но не в Северной Европе этого периода),
окружностях и полуокружностях.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛКИ.
Вторая сложность в аутентичном использование отделки- определить ее в нужное
место на вашей одежде. Это тоже не так легко как кажется. Некоторые женщины
упомянутых трех культур использовали металлический орнамент на лентах, иногда с
покрывалом, в зависимости от времени и места. Некоторые Франки и ранние Саксонцы
носили пояса и перевязи с металлическим орнаментом. Вообще-то использование
подобной отделки на воротниках не практиковалось, однако некоторые ранние
Континентальные Саксонцы носили ее вокруг шеи или спереди верхней одежды в стиле
"кимоно”. Только высокорожденные Франки были столь расточительны, что
использовали металлическую отделку по нижнему краю одежды. Викинги и Саксонцы
концентрировали ее в верхней части туловища.
Викинги носили металлическую отделку ( часто с подкладкой из шелка) на груди,
руках, швах на одежде. Женские платья и мужские верхние рубахи были основными
носителями подобной отделки.
Металлическая отделка - очень трудоемкий и потрясающе дорогой средневековый
продукт, очень рачительно и экономно используемый в Европе и в изобилии
имевшийся в Византии. Так что вы можете очень недорого по современным меркам
отделать свой костюм и все равно выглядеть как богатый Саксонец, Франк или
Викинг.